• Главная
  • \
  • Аквапланирование автомобиля

Аквапланирование автомобиля

Аквапланирование автомобиля
Статья
Аквапланированием называется эффект вождения автомобиля, появляющийся при контакте с большим количеством воды. Суть аквапланирования: шины теряют сцепление с поверхностью дороги из-за водяного слоя на нем.

Аквапланированием называется эффект вождения автомобиля, появляющийся при контакте с большим количеством воды. Суть аквапланирования: шины теряют сцепление с поверхностью дороги из-за водяного слоя на нем. Второе название аквапланирования автомобиля – «водяной клин», то есть машина буквально скользит по поверхности. При этом эффекте процент сцепления ниже, чем при взаимодействии с ледяной коркой, трение в пятне контакта практически отсутствует.

Как получается эффект аквапланирования?

Очень просто – машина на слишком большой скорости проезжает по луже или любому другому «мокрому месту». Транспортное средство просто не поддается управлению. Больше всего вероятность аквапланирования подстерегает в межсезонье – весной или осенью. Но никто не застрахован от опасности и в другие времена года, поэтому все водители, и особенно начинающие, должны знать об усугубляющих факторах и о последовательности действий при столкновении с этим эффектом.

Условия риска

  • Повышенная скорость. Водоотталкивающие канавки на поверхности машинных шин просто не справляются с удалением большого количества жидкости из пятна контакта. Препятствием между автомобилем и дорожным покрытием выступает водяная пленка.
  • При большом объеме воды (например, впереди протянулась длинная глубокая лужа) аквапланирования избежать не удастся. Здесь главное – успеть правильно среагировать.
  •  Состояние дорожного покрытия. Независящий от вас фактор (только если вы не выбираете заранее, по какой дороге ехать). Чем меньше ямок, бугорков и неровностей, тем равномернее распределяется вода, риск «поймать» аквапланирование будет сохраняться на всем протяжении дороги. Накатанные асфальтовые колеи также таят в себе опасность, так как воды в этих углублениях скапливается больше.
  • Старые изношенные или приспущенные шины. Если давление недостаточное, то шина может промяться, не забирая при этом воду в канавки.

Что делать при аквапланировании

  • Если вы видите впереди лужу, нужно сбавить скорость автомобиля. Учитывайте массу своего автомобиля: чем меньше машина, тем быстрее она попадает в аквапланирование и становится неуправляемой.
  • Держите руки полностью на руле, сжав его кистями. Напрягите корпус и оставьте свободными локти, это важно, потому что при получении удара по автомобильным колесам руль должен твердо остаться у вас.
  • Проезжайте по лужам с прямыми колесами, постарайтесь исключить повороты. Но если их не избежать, проходите их медленно и плавно, без резких движений.
  • Перед самым заездом в лужу нельзя резко отпускать педаль тормоза. Передняя часть корпуса машины поднимается, весь объем жидкости «проходит» под днище автомобиля. Вы теряете контакт с дорожным покрытием и буквально плывете.
  • Как только вы заехали в лужу, медленно, не бросая резко педаль, отпустите тормоз. Таким образом вы оперативно смещаете вес машины на задние колеса, устойчивость сохраняется.

В любом случае сохраняйте спокойствие, контролируйте ситуацию и не торопитесь. Лучше всего – попросить опытного инструктора автошколы доступно объяснить и, при возможности, показать всю последовательность действий при эффекте аквапланирования. 

Rambler's Top100